Автор: Хохлова Яна, детский психолог, нейропсихолог
Сегодня многие дети сталкиваются с трудностями в обучении и поведении. Но далеко не всегда они связаны с какими-либо нарушениями или отклонениями в их развитии. Бывает, родители и специалисты тратят много времени и сил на занятия с ребенком, но толку никакого. У вас был и психолог, и логопед, и педагог с дефектологом, однако, даже к окончанию начальной школы сын или дочка отстают от своих сверстников? Учеба дается с трудом? Ребенок непонятно пишет? Не воспринимает задания? Читает ужасно и не может пересказать даже малюсенький рассказ? Дело здесь не в качестве занятий и не в компетентности специалистов. Скорее всего, дело здесь в особенностях созревания головного мозга вашего малыша.
Когда обратиться?
Можно предположить, что дошкольника надо показать нейропсихологу, если у мамы были сложные беременность и роды, а у крохи проблемы развития на первом году жизни. Кроме того, в случае если у малыша есть врожденные или хронические заболевания и в настоящее время наблюдаются повышенная утомляемость, трудности саморегуляции, гиперактивность.
Скорее всего, у ребенка в ранние периоды развития не заложился необходимый «фундамент» для дальнейшей успешной деятельности и развития. Эта проблема усугубляется еще тем, что сегодня по-прежнему в моде раннее развитие детей. На неокрепший психический фундамент мы, родители, начинаем «надстраивать» огромное здание в виде раннего (в 3-4 года) обучения математике, логике, грамоте, чтению и так далее. Психика малыша дает первую небольшую «трещину»: капризы, упадок сил, ранимость, частые заболевания.
Затем при подготовке к школе и в начале школьного обучения мы, взрослые, продолжаем строить в этом неустойчивом здании всё новые и новые этажи, развивая учебные навыки, перегружая самой разной информацией и уделяя львиную долю нашего внимания развитию, в основном, исключительно интеллектуальному. Вместе с тем, из поля нашего зрения ускользают фоновые компоненты – темп деятельности, колебания работоспособности, утомляемость, тонус (не только мышечный, но и общее состояние активности-пассивности).
Зачастую педагоги и родители начинают «бить тревогу», когда появляются значительные пробелы в освоении школьной программы. Назначаются дополнительные занятия, нанимаются репетиторы, организуются курсы скорочтения или развития логического мышления, в то время как проблема лежит в совершенно другой плоскости. Именно здесь может оказаться очень кстати помощь особого специалиста – нейропсихолога.
В каких случаях нужна помощь нейропсихолога?
Какие же проявления могут служить для родителей и других взрослых своего рода «сигналами» о том, что для эффективной помощи ребенку требуется нейропсихологическая диагностика и коррекция?
- трудности запоминания, воспроизведения и понимания устной или письменной речи;
- нарушения мелкой и крупной моторики;
- проблемы понимания грамматических конструкций речи, счёта, письма;
- повышенная утомляемость, истощаемость;
- гиперактивность, трудности самоорганизации;
- пропуски букв, слогов на письме и при чтении;
- колебания внимания и эмоционального фона;
- низкая помехоустойчивость;
- трудности ориентировки в заданиях, пространстве тетради и доски;
- сложности в следовании инструкции;
- тяжело сидеть за партой.
На какой возраст рассчитана программа нейропсихологической коррекции?
Бытует мнение, что от 4 до 10 лет. Оно имеет под собой основание, так как именно в указанный период структуры мозга обладают необходимой для коррекции пластичностью. Вместе с тем, нельзя сказать, что с детьми более старшего возраста данный вид коррекции абсолютно неприменим. Он будет просто иметь другие зоны воздействия.
Как это работает?
Во-первых, такой специалист может сделать комплексную нейропсихологическую диагностику и выявить, в чем именно причина у ребенка учебных и поведенческих трудностей. Диагностика эта достаточно длительная и занимает от 1,5 до 3 часов.
Во-вторых, при необходимости провести серию занятий по нейропсихологической коррекции (она также может называться психомоторной, сенсомоторной). Данная программа основана на методе «замещающего онтогенеза» (авторы Б.А. Архипов, А.В. Семенович), предполагающем возврат к более раннему возрасту ребенка и активизацию тех мозговых структур, которые в своё время не были «запущены» в должном объеме.
Из чего состоит специальный комплекс упражнений?
Результат достигается комплексом специальных двигательных и дыхательных упражнений, построенных на основе движений, которые совершает ребенок в течение первого года жизни. Программа, как правило, также длительна по времени и, в зависимости от возраста и глубины проблемы, может занять от 6-9 месяцев до 3-4 лет. Коррекция проводится на трех уровнях.
- Повышение энергетического потенциала. Работа с такими проблемами, как нарушения тонуса, истощаемость, отсутствие инициативы, нарушения памяти и внимания, перепады настроения. Базовые упражнения: дыхательные, контрастные напряжения и расслабления, растяжки.
- Формирование пространственных представлений, формирование координации движений и сенсомоторных (зрительно-моторных, слухо-моторных) координаций. Базовые упражнения: развитие чувства ритма, восприятия и разных видов памяти, развитие движений в разных направлениях.
- Развитие самоорганизации – планирования и самоконтроля, способности воспринимать и удерживать инструкцию, соблюдения границ и правил.
Каждый из этих уровней прорабатывается в три этапа (в соответствии с логикой развития ребенка): упражнения лежа, сидя и на четвереньках, стоя.
Следует сразу отметить, что нейропсихологическая коррекция в любом её варианте – процесс довольно длительный (от 20-25 занятий на каждом из трёх этапов) и требующий полноценного включения в него семьи. Это касается не только домашней отработки упражнений (что, безусловно, является необходимым), но и коррекции стиля взаимодействия с ребенком.
Совет родителям
Проблемы, о которых идет речь, далеко не у всех детей присутствуют в той степени, чтобы понадобилась глубокая нейропсихологическая коррекция. Однако учитывать нейрофизиологические особенности необходимо при обучении каждого ребенка. Так, например, чем младше кроха, тем больше нужно делать пауз, смены деятельности – переключать с интеллектуальной на физическую. Распознавать признаки утомления не сложно: снижение тонуса, потеря концентрации внимания, снижение темпа. Увидев это, стоит прервать занятие, хотя бы ненадолго, не затягивать. И обязательно учитывайте индивидуальный темп ребенка: флегматиков не торопить, торопыжек учить самоконтролю. На этапе формирования учебных навыков (начальная школа) торопить вообще нельзя, это стрессовый фактор.
Важные моменты
При эффективной работе специалиста и помощи мамы с папой (воспитателя, учителя) будет меняться поведение ребенка, улучшаться контакт со своими потребностями и желаниями, своими состояниями. Нейропсихолог грамотно объяснит родителям происходящие в ребенке изменения и обеспечит постоянное консультативное сопровождение и психологическую поддержку для изменения стиля детско-родительского взаимодействия.
Обратите внимание: через некоторое время после начала коррекции возможно временное ухудшение – усугубление трудностей ребенка. Это связано с перестройкой связей в головном мозге и адаптацией к новым способам деятельности и взаимодействия. Иными словами, маленькому человеку требуется время, чтобы привыкнуть, что его психика будет работать теперь немного иначе, хотя и более эффективно. То, что происходит в это время с ребенком, требует разъяснения для родителей и других взрослых, чтобы обеспечить необходимую поддержку всем участникам процесса.
Комплексный подход в организации коррекционного процесса очень важен. Перед началом занятий по психомоторной (сенсомоторной, нейропсихологической) коррекции нейропсихолог, наверняка, порекомендует вам проконсультироваться у детского невролога и педиатра. Это связано с тем, что в ряде случаев коррекционные занятия могут быть менее эффективны без медицинской, медикаментозной поддержки. С другой стороны, консультация врача может быть необходима в связи с возможными противопоказаниями, возможно, не к программе целиком, а к некоторым упражнениям. Это может быть: эпилепсия, некоторые глазные, сердечно-сосудистые заболевания, ряд нарушений опорно-двигательного аппарата.
Как найти компетентного специалиста?
- убедитесь в том, что психолог имеет специальное образование в данной сфере (документ о переподготовке или повышении квалификации);
- искать данного специалиста (впрочем, как и любого другого) можно в специализированных психологических центрах. Есть немало профессионалов и среди частнопрактикующих психологов, но в этом случае следует быть особенно внимательными к уровню подготовки специалиста, попросив о возможности ознакомиться с его документами об образовании (они могут быть размещены на личном сайте психолога);
- диагностика, которую проводит специалист, довольно разноплановая по типам заданий и достаточно длительная по времени (не менее 1,5 часов);
- перед началом диагностики или в процессе специалист подробно проясняет особенности рождения и раннего (начиная с внутриутробного) развития ребенка;
- по результатам диагностики вы получили компетентную консультацию, четко описывающую картину трудностей ребенка и разъясняющую их причины и содержащую четкие и понятные рекомендации (вариантом может быть рекомендация дополнительных консультаций смежных специалистов);
- компетентный специалист не обещает быстрых результатов за короткий промежуток времени (особенно если речь идет о нейропсихологической коррекции) и обсуждает с вами критерии, по которым вы сможете отследить динамику.
Комментарий эксперта
Татьяна Стебловская, психолог
Перед поступлением в центр развития ребенка или в первый класс, родителям, как правило, рекомендуют отвести малыша на консультацию нейропсихолога, к чему многие мамы и папы до сих пор относятся настороженно. И совершенно напрасно.
Нейропсихология изучает связь мозга и психических процессов. Она дает специалисту понять, какие именно структуры мозга и как обеспечивают правильную речь, хорошую память, умение себя контролировать, адекватно вести себя в коллективе и так далее. Задача нейропсихолога не только в том, чтобы провести нейропсихологическую коррекцию, если это необходимо, но и в том, чтобы определить соответствие психического развития ребенка его возрасту. Кроме того, специалист выявит слабые и сильные стороны ребенка, его предрасположенности, оптимальную стратегию обучения; уровень готовности к садику или школе.
В обязательном порядке следует обратиться к нейропсихологу, если у малыша была физическая или психологическая травма, серьезная болезнь, если успеваемость его в школе резко снизилась без явной причины. Хороший специалист обязательно выявит фактор, лежащей в основе той или иной проблемы и подберет специальные коррекционные двигательные и познавательные упражнения.
Важно понимать, что, чем раньше начнется нейропсихологическая коррекция, тем более заметным будет результат.
Источник: https://medaboutme.ru