Автор: Янович Александра Алексеевна, магистрант кафедры психологии ИСНиС МАУП
В статье рассмотрен вопрос актуальности нейропсихологического подхода в решении проблем своевременного выявления детей группы риска по формированию отклонений в развитии в детском возрасте.
В настоящее время резко возросло число детей с отклонениями в психическом развитии. Причем, характерно, что эта тенденция наблюдается в образовательном пространстве в целом: в яслях, детских садах, школе. Объективные клинические обследования, как правило, не выявляют у этих детей грубой патологии и фиксируют вариант развития в пределах нижненормативных границ. Между тем проблема обучаемости их почти неразрешима.
Заметно увеличивается количество коррекционных классов, всевозможных реабилитационных центров и консультаций. Специалисты утверждают, что традиционные общепринятые психолого-педагогические методы, позволяющие эффективно воздействовать на тот или иной дефицит ребенка непосредственно, по типу «симптом-мишень», во многих случаях перестали приносить результаты и в процессе обучения, и в процессе направленной коррекции. Очевидно, что в нынешней детской популяции актуализируются дизонтогенетические (то есть нарушающие процессы развития) механизмы, формирующие качественно новые варианты индивидуальных различий и нормы реакции.
Описанные к настоящему моменту нейропсихологические синдромы отклоняющегося развития позволяют наглядно продемонстрировать, сколь разнообразны патогенетические церебральные механизмы детской психологической дезадаптации. Соответственно только их своевременная, грамотная квалификация приводит к выбору наиболее адекватного и индивидуализированного пути преодоления имеющихся трудностей. А в более широком контексте нейропсихологии детского возраста – к своевременной профилактике, абилитации, грамотному прогнозированию процессов онтогенеза.
Широкое внедрение нейропсихологического луриевского анализа в практику установления причин детской дезадаптации «в норме» доказало его валидность и эффективность как дифференциально-диагностического, прогностического, профилактического и коррекционного инструмента. Правомерность такого утверждения подтверждается той популярностью, которой пользуются у психологов, логопедов, детских невропатологов и учителей разработки Э.Г. Симерницкой, Л.С. Цветковой, Т.В. Ахутиной, Н.К. Корсаковой и др. Нейропсихологический метод действительно занимает особое место в ряду научных дисциплин, обращенных к проблеме онтогенеза в норме и патологии. Только он позволяет оценить и описать те системно-динамические перестройки, которые сопровождают психическое развитие ребенка с точки зрения его мозгового обеспечения. Но описать – значит понять. Понять глубинные механизмы его психического статуса и разработать программу психолого-педагогического сопровождения, адекватную онтогенезу именно этого, конкретного ребенка.
Ведь психические функции ребенка не даны ему изначально, они преодолевают длительный путь, начиная с внутриутробного периода. И этот путь – отнюдь не прямая линия, он гетерохронен и асинхроничен: в какой-то момент начинается бурное и кажущееся «автономным» развитие определенного психологического фактора (фонематического слуха, избирательности памяти, координатных представлений, кинестезии и т.п.). При этом другой фактор находится в состоянии относительной стабильности, а третий – на этапе «консолидации» с, казалось бы, совершенно далекой от него функциональной системой. И эти разнонаправленные процессы в определенные периоды синхронизируются, чтобы создать в совокупности целостный ансамбль психической деятельности, способный адекватно отреагировать на те требования, которые предъявляет ребенку окружающий мир, и прежде всего, социальное окружение.
Луриевский нейропсихологический анализ позволяет дифференцировать трудности обучения и поведения, обусловленные индивидуальными особенностями функционирования мозговых структур, от дезадаптации, связанной с неправильным педагогическим воздействием или с патохарактерологическими особенностями личности ребенка. Дифференцированное описание качественных особенностей, сильных и слабых звеньев психического функционирования каждого конкретного ребенка является главным условием эффективной помощи детям с проблемами развития и обучения. Помощь нейропсихолога требуется как детям с трудностями обучения вследствие функциональной незрелости, атипичного развития ВПФ (в том числе одаренности) или вследствие психосоматических заболеваний, так и детям, успевающим в школе, но достигающим этого в ущерб своему здоровью.
Актуальная задача современности – разработка компактной, но чувствительной схемы нейропсихологического обследования дошкольников, способной диагностировать детей с высоким риском появления трудностей последующего обучения в школе. Необходимо как можно раньше выявить отставание в развитии доучебных навыков и необходимых для их последующего развития когнитивных и регуляторных способностей – базовых основ познавательных функций. Эту задачу ставят нейропсихологи в разных странах (K. Amano, 2002). Нейропсихологический метод исследования является ведущим в определении готовности детей к последующему школьному обучению и прогнозировании его успешности. При этом указывается, что важнейшими характеристиками психической деятельности дошкольника, необходимыми для успешного обучения в начальных классах, являются состояние произвольной регуляции и сформированность потребности в общении (О.А. Гончаров, 1998), а также формирование произвольного поведения, ориентировочно-исследовательской деятельности, овладение эталонами и средствами познавательной деятельности, переход от эгоцентризма к децентрации (Л.Ф. Обухова, 1997). Большое значение имеет также уровень развития слухоречевой памяти, наглядно-образного мышления, зрительно-пространственных и вербально-перцептивных функций и кинестетической организации движений рук, а также нейродинамики протекания психической деятельности.
Недосформированность или слабость этих способностей приводит не только к неуспешности ребенка в начальной школе (О.А. Гончаров и др., 1996; Т.В. Ахутина, Н.М. Пылаева, 2003), но и может явиться причиной школьной дезадаптации, невозможности соответствовать требованиям, предъявляемым ребенку массовой школой (Ж.М. Глозман, А.Ю. Потанина, 2001; А.Ю. Потанина, А.Е. Соболева, 2004). Большую ценность для своевременного выявления указанных дефектов представляет методика «следящей диагностики» – систематического наблюдения за деятельностью ребенка в группе (Н.М. Пылаева, 1995). Так может быть построена своевременная индивидуальная программа коррекционно-развивающего обучения (замещающего онтогенеза) ребенка. Эта программа должна быть создана на основании дифференцированной и системной нейропсихологической диагностики, которая не ограничивается выявлением слабых звеньев в развитии ребенка. Она также должна определять зону его ближайшего развития (Л.С. Выготский, 1984), т.е. возможность и условия коррекции дефектов при диалоговом режиме проведения нейропсихологического обследования (А.Р. Лурия, 1973). Кроме того, она должна учитывать двухстороннее взаимодействие между морфогенезом мозга и формированием психики. Для появления определенной функции требуется известная степень зрелости нервной системы, с одной стороны, а с другой – само функционирование и активное коррекционно-развивающее воздействие. Эти факторы оказывают влияние на созревание соответствующих структурных элементов (П.Я. Гальперин и др., 1978). Все это еще больше повышает требования к ранней нейропсихологической диагностике состояния психического функционирования ребенка.
Учитывая возраст, влияние социальных факторов на изучаемое нарушение, нейропсихолог должен оценить непосредственное влияние биологического фактора. Среди известных нейропсихологических подходов к детям широко известен функциональный подход, который в конечном итоге позволяет оценить роль биологических факторов в формировании нарушений у ребенка. Функциональный подход не является альтернативой другим нейропсихологическим подходам, а представляет собой объединение известных стандартных процедур обследования детей (нейропсихологических, интеллектуальных и т.п.).
В соответствии с функциональным подходом, основной задачей нейропсихологической оценки детей является анализ развития познавательных и поведенческих навыков, связанных с исследуемым нарушением. При обследовании каждого ребенка необходимо учитывать его индивидуальный уровень развития и принимать во внимание относящиеся к нему социальные факторы.
Функциональный подход к нейропсихологическому обследованию детей включает в себя следующие аспекты:
1) Выявление имеющихся нарушений (например, затруднения при счете, чтении, нарушения внимания и т.п.). В ходе тестирования выявляются нейропсихологические симптомы и синдромы. На основании их совокупности определяется топика поражения, т.е. где находится очаг дисфункции. И хотя в настоящее время появилось много новых и высокоэффективных методик, позволяющих обеспечить высокую степень визуализации поражений мозга, нейропсихологический метод обследования не утратил своего значения в плане выявления легких нарушений в функционировании ЦНС еще в детском возрасте. Как известно, мозг ребенка обладает высокими компенсаторными возможностями. Они позволяют восстановить недостаточно сформированные ассоциативные взаимосвязи между различными структурными образованиями мозга. Однако в определенные критические возрастные периоды детства (2-3 года, 6-7 лет) или при возрастании функциональных нагрузок возникает состояние декомпенсации, что проявляется различными нарушениями. Это обуславливает необходимость применения клинических методов выявления резервов компенсации в ЦНС – с одной стороны, а с другой – указать топику имеющихся нарушений с целью разработки оптимальной программы лечения.
2) Оценка степени развития высших психических функций и соответствие их возрасту ребенка. Диссоциация развития характерна для многих детей с отклонениями.
3) Выявление возможностей компенсации имеющихся нарушений. Хотя изменения у ребенка являются результатом поражения ЦНС, однако на данные нарушения до определенной степени оказывают влияние внешние факторы или переменные компенсации. К этим факторам относится способность ребенка компенсировать имеющиеся отклонения, отношение ребенка к ним, влияние стимулов и поощрений на эффективность коррекции нарушений.
4) Сопоставление данных нейропсихологических находок с результатами неврологического и инструментального обследования. Изменения в функционировании ЦНС у ребенка приводят к определенным ограничениям в развитии его навыков и умений. В связи с этим морфофункциональное состояние ЦНС можно рассматривать как фактор влияния на его развитие и на имеющиеся у него нарушения.
5) Назначение соответствующей корригирующей терапии на основании комплекса выявленных нарушений. Восстановление сложных психических функций может быть достигнуто лишь путем перестройки нарушенных функциональных систем, в результате чего скомпенсированная психическая функция начинает осуществляться с помощью нового «набора» психологических средств, что предполагает и ее новую мозговую организацию. Наиболее разработаны в настоящее время программы по восстановлению речи, памяти, интеллектуальной деятельности.
Таким образом, функциональный нейропсихологический подход в детском возрасте можно представить в виде следующих четырех переменных:
- проявляющееся у ребенка нарушение;
- оценка основных навыков и умений;
- социальные и мотивационные факторы, а также факторы окружающей среды (переменные компенсации);
- влияние биологического фактора (морфофункционального состояния ЦНС и других показателей), которое делает ребенка предрасположенным к данному нарушению.
Информация, полученная таким образом, позволяет отразить полную картину сильных и слабых сторон ребенка, что и сообщается его родителям и другим заинтересованным лицам. До сведения родителей доводятся также и подробные рекомендации по лечению выявленных нарушений. Кроме этого, родителей необходимо поставить в известность о возможных будущих проблемах с тем, чтобы они осознали необходимость непрерывной помощи ребенку и своевременно смогли заметить признаки возможных нарушений. Устанавливаемая в ходе бесед с семьей обратная связь с родителями и ребенком помогает определить, насколько эффективна проводимая терапия. В рекомендациях нейропсихолог указывает реалистичные предложения относительно типа образовательной программы, наиболее подходящей ребенку, реабилитационные процедуры, а также указывает стратегию управления его поведением.
Детский нейропсихолог работает на стыке нескольких наук. При появлении проблем, не относящихся к нейропсихологической диагностике, необходимо направить ребенка к соответствующим специалистам.
Информация об имеющихся нарушениях у ребенка может быть получена, по крайней мере, тремя способами. Первый способ заключается в сборе данных о ребенке до проведения процедуры оценки. К этим данным можно отнести опрос учителей и родителей, медицинские показатели и показатели успеваемости в школе, а также результаты предыдущих исследований. Обычно используются разработанные и широко известные формализованные перечни вопросов для учителей и родителей.
Вторым способом получения информации об имеющихся нарушениях у ребенка является непосредственная беседа с родителями. В ходе такой беседы родителей просят описать характер и историю нарушений у ребенка, а также поделиться их точкой зрения по поводу происхождения этих нарушений. В ходе беседы анализируется, как родители понимают проблемы своего ребенка, их взаимоотношения с ребенком и учителями.
Третий способ заключается в непосредственном тестировании высших психических функций ребенка. Нейропсихологи, оценивая детей при помощи специально для них разработанных тестов и наблюдая за поведением ребенка, делают выводы о состоянии высших психических функций. И хотя этим выводам недостает прямой объективизации, они являются эффективными в плане диагностики и коррекции выявленных нарушений. В настоящее время используются модифицированные варианты методов нейропсихологического исследования, разработанных А.Р. Лурия (1973), адаптированнных к детскому возрасту (Э.С. Симерницкая и соавт., 1988; Л.С. Цветкова, 1997; и др.).
Вывод. Отмечающиеся в последнее время тенденции увеличения числа детей с ограниченными возможностями здоровья и усложнение структуры отклонений определяют растущую актуальность задач выявления специфики несформированности или дефицитарности психических функций на как можно более ранних этапах онтогенеза.
Литература
- Глозман Ж.М. Количественная оценка данных нейропсихологического обследования. – М.: Центр лечебной педагогики, 1999.
- Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1962.
- Цветкова Л.С. Методика нейропсихологической диагностики детей. – М.: РПА, 1998.
- Цветкова Л.С., Ахутина Т.В., Пылаева Н.М. Методика оценки речи при афазии. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981.
- Хомская Е.Д. Нейропсихология. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987.
- Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте . Метод замещающего онтогенеза: Учебное пособие. 7-е изд. – М.: Генезис, 2015. – 474 с.